MACS - система классификации мануальных способностей для детей и подростков с ДЦП

Система классификации мануальных способностей для детей и подростков с ограниченными возможностями (Manual Ability Classification System for Children with Cerebral Palsy 4-18 years, MACS) – это шкала, которая позволяет оценивать способности операций с предметами у детей с ограниченными возможностями (детей с ДЦП) в повседневной жизни. Каждый уровень шкалы MACS дает описание повседневных действий ребенка дома и вне дома (например, в школе), что позволяет с точностью оценить уровень деятельности не одной из рук, а обеих рук в повседневной жизни.

Уровень I: Захватывает объекты успешно и с легкостью. Проблемы в манипуляции объектами проявляются в незначительном ограничении скорости и неаккуратности. Имеющиеся незначительные ограничения не влияют на самостоятельную повседневную активность.

Различия между I и II уровнем: дети с I уровнем активности ограничены в манипуляциях с очень мелкими, тяжелыми и хрупкими предметами, требующими высокого уровня развития мелкой моторики и координации обеих рук. Ограничения также могут проявляться в новых незнакомых условиях. Пациенты со II уровнем активности способны выполнять тот же объем манипуляций, что и дети с I уровнем, но качество выполнения и скорость ниже. Разница в объеме функционирования рук может снижать качество манипуляции. Дети со II уровнем стараются облегчить себе процесс манипуляции предметами: к примеру, использовать поверхность стола для стабилизации предмета, нежели использовать обе руки.

Уровень II: Захватывает большинство предметов с незначительным ограничением качества и/или скорости. Определенные виды манипуляций недоступны или вызывают некоторые затруднения; пациент может использовать альтернативные пути выполнения манипуляций, но возможный объем моторики рук не влияет на степень независимости в повседневной активности.

Различия между II и III уровнем: дети со II уровнем могут захватывать большинство предметов, однако медленно, и при этом страдает качество манипуляции. Пациенты с III уровнем обычно нуждаются в специальной подготовке для того, чтобы взять предмет, и/или в определенной адаптации окружающей среды. Пациенты с III уровнем не могут осуществлять некоторые виды манипуляций без должной адаптации окружающей среды.

Уровень III: Удерживает объект с трудом, нуждается в помощи со стороны, чтобы подготовиться к захватыванию объекта и/или к приспособлению для этого окружающей обстановки. Манипуляции замедлены, качество действия и возможное число повторений ограничены. Манипуляцию проводит самостоятельно только при предварительной тренировке или подготовке окружающей среды.

Различия между III и IV уровнем: дети с III уровнем активности могут производить определенный набор манипуляций после предварительной тренировки или при контроле со стороны и отсутствии ограничений во времени. Дети с IV уровнем нуждаются в постоянной помощи в процессе действия и успешно участвуют только в определенных видах активности.

Уровень IV: Может захватывать ограниченное число объектов, простых для манипуляции, в адаптированной ситуации. Может выполнять действия лишь частично с приложением больших усилий. Нуждается в постоянной помощи и адаптирующем оборудовании даже для частичного выполнения задания.

Различия между IV и V уровнем: дети с IV уровнем активности могут осуществлять лишь часть действия, тем не менее, они нуждаются в постоянной помощи. Дети с V уровнем могут участвовать в процессе манипуляции лишь при помощи простых движений в адаптированной ситуации: например, нажимать на простую клавишу.

Уровень V: Не захватывает объекты и имеет тяжелое стойкое ограничение даже в простых движениях. Нуждается в тотальной помощи со стороны.